Все элементы нашей Вселенной находятся в постоянном изменении и движении. Каждый день мы видим и испытываем на себе это движение - ночь плавно перетекает в день, работа сменяется отдыхом, юность - старостью, жизнь заканчивается смертью, а смерть несет начало новой жизни. Понимание изменений, управляющих нашей жизнью и природой, окружающей нас, и осознание связи между противоположными, но дополняющими друг друга тенденциями внутри этих изменений, помогает нам достигнуть гармонии в нашем сознании и теле.
Философским основанием макробиотики является принцип инь и ян. Величайшие философы и учителя в человеческой истории - Будда, Лао Цзы, Конфуций, Моисей и Мухаммед - пытались научить нас применять в каждодневной практике этот универсальный принцип. Понять его и жить по этим основным законам - вот лучший путь достижения крепкого здоровья и долголетия.
Принцип инь и ян постулирует, что противоположные силы внутри любого предмета или явления, объединяясь, дополняют друг друга, поэтому данный принцип известен также как “объединяющий”. Близким для всех примером могут служить мужчина и женщина. Хотя мужчина и женщина во многих отношениях противоположны друг другу, они зависят друг от друга и могут существовать как вид только совместно. Вместе они образуют единство, что-то получая и что-то отдавая друг другу. На протяжении многих тысяч лет человеческой истории принципу инь и ян давались различные объяснения. Несколько тысяч лет тому назад в Китае всеобщий процесс изменений назывался Дао. В основе даоского учения лежал принцип инь и ян. В индуизме Брахман, высший абсолют, переходит в другое обличье и принимает вид бога Шивы и богини Парвати, чей космический танец дает начало всем явлениям, происходящим во Вселенной.
На Западе лежащий в основе всего принцип инь и ян объяснялся многими философами неоднократно. К примеру, древнегреческий философ Эмпедокл рассматривал Вселенную как вечное противостояние двух противоположных, но дополняющих друг друга сил, которые он назвал любовью и борьбой. Другой классический философ - Гераклит, ссылаясь на Логос как на вечный процесс изменений, говорил о единстве и противоположности внутренней природы всех явлении.
В иудаизме (в “Каббале”) принцип дополняющих друг друга противоположностей выражен в символе шестиконечной звезды Давида, демонстрирующей равновесие пересекающихся прямого (инь) и перевернутого (ян) треугольников.
Внимание макробиотики концентрируется на динамике инь и ян в повседневной жизни. Инь - это энергия или движение, направленное изнутри наружу, оно ведет к расширению. Таким образом, распространение, рассредоточение, расширение - тенденции инь. Ян, с другой стороны, олицетворяет энергию или движение центростремительного направления и своим результатом имеет сжатие. Слияние, сжатие - тенденции ян.
Силы инь и ян лежат в основе всего в этом материальном мире, их можно обнаружить везде и во всем. Любое развитие, образование, изменение и взаимодействие могут быть поняты через описание соотношения в них инь и ян.
Исследуя формы энергии в растениях, продуктах питания или людях и пытаясь выяснить, какая из них преобладает, мы можем классифицировать их как более склонные к инь или как более склонные к ян. Однако все в мире относительно, поэтому ничто не может нести черты только инь или только ян. Поняв тенденции инь и ян, человеческого характера мы можем постичь и пути достижения естественной гармонии и равновесия как в. теле, так и в жизни в целом.
В мире, окружающем нас, солнце, день, жара и лето обнаруживают в себе тенденцию ян, в то время как луна, ночь, холод и зима несут в себе качества инь. В теле человека мы можем видеть проявления как инь, так и ян: увеличение и сокращение легких и сердца, превращения веществ, происходящие в желудке и кишечнике во время переваривания пищи. Животные (включая человека) активны. Они гораздо более ян, чем неподвижные растения. В табл.7 дается список признаков, которые могут быть использованы для определения соотношения инь и ян.
Характеристика |
(▲) Инь |
(▼) Ян |
Температура |
холоднее |
горячее |
Тенденция |
к расширению |
к съеживанию |
Структура |
мягче |
тверже |
Поведение |
спокойное, пассивное |
агрессивное, активное |
Биологическая ориентация |
растительная |
животная |
Климат |
Умеренный, холоднее |
Тропический, теплее |
Направление действия |
восходящее, направленное наружу |
нисходящее, направленное вовнутрь |
Вкус |
сладкий |
соленый |
Приготовление пищи (нагрев) |
кратковременное |
долговременное |
Внешний вид |
длиннее, тоньше |
короче, толще |
Функция |
рассеивание |
слияние |
Влажность |
более влажный |
более сухой |
Цвет |
темнее |
светлее |
Положение |
центральное |
периферийное |
Пол |
женский |
мужской |
Размер |
больший |
меньший |
Вес |
легче |
тяжелее |
Водянистые, охлаждающие, растения инь произрастают в теплом климате ян, а более плотные и жесткие растения ян растут в климате инь. Когда мы осознаем, что пища воздействует на нашу способность адаптироваться к местным условиям и климату, важность обретения равновесия становится более понятной. Все мы в некоторой степени следуем нашим природным инстинктам. Когда на улице холодно, мы греемся. Когда становится жарко, мы ищем прохлады. Летом наша еда легче, она требует меньшей степени приготовления. Зимой - наоборот: едим плотнее, а процесс приготовления пищи, как правило, удлиняется. Макробиотика помогает нам гораздо лучше осознать наши интуитивные потребности в еде, точно соответствующие окружающей среде. Она также учит готовить пищу так, чтобы сохранялась гармония между насущными потребностями организма и окружающими нас природными условиями.
Красное мясо, птица, твердые сыры и яйца более ян в своей основе, чем растения. Они несут сконцентрированную энергию растений, когда-то съеденных животными.
Более тонкое деление на инь и ян может быть проведено и среди растений. Северная сосна, к примеру, имеет короткие, жесткие иглы, а у южной сосны они больше и мягче. Корнеплоды и семена более ян, чем листья и ветви. Наземные овощи, такие, как зимний кабачок или тыква, гораздо более ян - они более плотные, и в них содержится меньше жидкости, чем во фруктах, растущих на дереве. В целом растения, выращенные в теплом климате или в жаркую погоду и содержащие больше воды, - более инь. Тропические фрукты, такие, как папайя, манго, авокадо, бананы, цитрусовые, и тропические овощи вроде картофеля, томатов, шпината, цуккини, баклажана и ямса, относятся к инь по сравнению с более жесткими растениями северного происхождения. В умеренной климатической зоне местные фрукты, зерно, овощи, семена, бобы и орехи имеют меньшие размеры, растут медленнее, содержат меньше жидкости и несут в себе больше признаков ян. К примеру, среди различных видов зерна гречиха (преимущественно ян) произрастает и цветет в холодном климате и в горной местности. Кукуруза (преимущественно инь) любит жаркое лето и хорошо растет в тропиках. Коричневый рис занимает промежуточное положение между ними. Относительно малые по размеру бобы адуки более ян, чем более крупные и содержащие больше жиров и масел соевые бобы и бобы лима. То же можно сказать обо всех орехах и семенах - чем они мельче и чем меньше в них масла, - тем они более ян. Кунжутные семена, твердые и маленькие, более ян, чем большие и маслянистые бразильские или грецкие орехи.
|
Категория |
Ян |
Инь |
ИНЬ |
Сахар |
Сырец |
Очищенный |
Фрукты |
Меньше, выросшие на почве в более холодном климате |
Больше, выросшие на дереве в более теплом климате |
|
|
Молоко |
Не жирное |
Жирное |
|
Орехи |
С меньшим содержанием масла |
с большим содержанием масла |
|
Зеленолиственные овощи |
Меньше, выросшие в более холодном климате |
Больше, выросшие в более теплом климате |
|
Семена |
меньше |
больше |
|
Корнеплоды |
меньше |
больше |
|
Бобы |
маленькие |
большие |
|
Зерновые |
выросшие в более холодном климате |
выросшие в более теплом климате |
|
Рыба |
быстрая меньше |
медленная больше |
|
Говядина |
постнее |
жирнее |
|
Сыр |
более плотный нежирный более соленый |
Менее плотный, жирный, более сладкий |
ЯН |
Баранина |
постнее (молодого животного) |
жирнее (старого животного) |
Макробиотическое питание основано на продуктах, названия которых заштрихованы - эти продукты имеют наиболее сбалансированное соотношение инь и ян. Когда мы употребляем продукты питания, не соответствующие нашим телесным нуждам, такие, как мясо, яйца, твердые, соленые сыры (все ян), то в нашем организме формируется противоположная и равная по силе потребность в сахаре, сильных или стимулирующих специях, приправах, кофе, алкоголе, мороженом и тропических фруктах (все инь), чтобы привести в равновесие наше физическое и душевное состояние. Шатание от одной крайности к другой может привести к нарушениям здоровья и болезни.
Часто в целях “улучшения” натуральных продуктов (изменения их вкусовых качеств, внешнего вида, увеличения сроков хранения) в процессе технологической обработки производят добавки всевозможных химических компонентов. В абсолютном большинстве случаев это приводит к значительному увеличению в них компонента инь.